четверг, 2 августа 2012 г.

Готовимся к садику. Время горшка.


Моей дочке  1 год 10 месяц. Скоро мы идем в ясли. Казалось бы  -  ура! Но не тут-то было. Оказалось, что дел у нас просто не впроворот - отучиться от бутылочки, научиться есть и одеваться самой, а самое главное - отучиться от памперсов и ходить в горшок.
Задача, скажу вам, не излегких. Меня забавляют статьи, где пишут как на-раз-два можно приучить ребенка к горшку. У меня такое впечатление, что  авторы или просто фантазируют, или обучали ребенка, который сам уже к этому готов.
Есть, конечно, статьи дельные. Для себя я вынесла из них следующее: ребенок готов к тому, чтоб его приучать к горшку, если
  • его раздражает ходить мокрым,
  • если он может просидеть на горшке самостоятельно хотя бы минут 5,
  • если он может проходить сухим 2 часа,
  • если он просыпается утром сухим.
И из своего опыта я сделала один существенный вывод, который может быть пригодиться родителям детей до года, тем, у кого приучение к горшку еще в перспективе: главное в этом деле не переусердствовать!
Когда нашей малышке был годик, она нормально сидела на горшке и ходила в горшок, если ее посадить. Но нам, взрослым, хотелось большего - хочет-нехочет, сажали, держали... И вот передержали. Возникло стойкое упорное отторжение. Хотя понимает отлично, что от нее хотят.
Поэтому теперь приучаем медленно и верно:
  • Нашли способ, который "удерживает" дочку на горшке. Это мультик "Маша и медведь". Игрушки, книжки на нас не действуют вообще.
  • Никогда силой не держим. Предложили - села. Ушла - значит ушла.
  • Никогда не ругаем, если нужный эффект не достигнут или случилась "авария".
Вопрос с выбором горшка мы решили просто. Накупив самых разных горшков и не получив нужного эффекта, мы в результате остановились на самом простом, небольшом горшке. И места мало занимает, и от дела не отвлекает. Главное в этом деле - найти горшок, который понравится ребенку, а нет тот, который больше наворочен.
Выскажу свое мнение на горячую тему "Памперсы - плохо, горшок - хорошо". Вообще это чисто русская тема. В Европе ходят в памперсах не заморачиваясь, высаживают на горшок, когда ребенок уже готов к этому. У нас же с этой вечной экономией просто принято хвастаться, у кого раньше ребенок сел на горшок. Считаю, что если у вас ребенок дома и в сад вы пока не идете, то и нервничать на эту тему не стоит. Приучайте размеренно. В памперсах еще никто в школу не пошел. С садом сложнее. В нашем, например, саду есть требование, чтоб ребенок был без памперсов.
Когда мой старший сын много лет назад шел в сад, ему было около трех лет. У нас даже вопросов таких не стояло - одеваться, есть, садиться на горшок. К этому возрасту такие проблемы остро уже не стоят. Сейчас же, когда детей отдают раньше, проблема такая есть. Мы вообще любим искать проблемы там, где их, по большому счету нет. На мой взгляд, главное - спокойствие и нормальное душевное состояние ваше и вашего ребенка. А все остальное само собой придет в свое время.
В заключение хочу представить вам фрагменты статьи "Преимущества своевременного обучения ребенка туалетным навыкам" с моими небольшими резюме, которые я выделила жирным шрифтом.
"Выработка способности ребенка управлять функциями кишечника и мочевого пузыря не может быть ускорена началом обучения в более раннем возрасте и большей интенсификацией этого процесса. Исследования показывают, что дети матерей, которые рано начинали обучение своих детей, приобретали туалетные навыки приблизительно в том же возрасте, что и дети, которых начинали приучать к горшку в более позднем возрасте, когда они достигали необходимой физической зрелости. Средняя длительность обучения ребенка, достигшего 18-месячного возраста, составляет всего семь месяцев — по сравнению с 12–15 месяцами для детей, обучение которых начиналось в возрасте до 8 месяцев."
Процесс приучения ребенка к горшку не может быть ускорен. Если вы начнете приучать очень рано, то результат будет примерно тот же, как если бы вы начали это вовремя. Это обусловлено чисто физиологически. Только после полутора лет ребенок начинает управлять этим процессом осознанно. Не раньше. Речь идет и о кишечнике, и о мочевом пузыре.
Осознанное управление своим телом, движениями и поведением можно определить по следующими признаками:
  • ребенок понимает простые команды и способен их выполнить.
  • ребенок может говорить и произнести не менее двух-трех связанных слов.
  • ребенок может взять предмет и положить его на нужное место.
"Однако педиатр может определить наличие и некоторых других признаков зрелости ребенка, таким образом, более точно определив время для начала его обучения.
Некоторые важные признаки способности контроля ребенком функции дефекации и мочеиспускания включают следующие:
  • дефекация происходит регулярно и в приблизительно предсказуемые интервалы времени;
  • дефекация не происходит в ночное время;
  • ребенок остается сухим после короткого сна или, по меньшей мере, в течение двух часов;
  • выражение лица, издание ребенком характерных звуков или приседание на корточки указывают на то, что ребенок чувствует необходимость дефекации или мочеиспускания;
  • ребенок должен уметь снимать одежду и достаточно хорошо говорить, чтобы выразить свое желание сходить на горшок.
Обычно ребенок достигает физической готовности к обучению туалетным навыкам в возрасте около 18 месяцев, однако психологическая и психоэмоциональная подготовленность может наступить и в более позднем возрасте. Девочки обычно взрослеют раньше, чем мальчики. Во время обучения туалетным навыкам мальчики и девочки должны проявлять стремление к сотрудничеству с родителями или другими лицами, ухаживающими за ними. Так, например, обучение проходит труднее, если ребенок находится на стадии, когда на все просьбы он автоматически отвечает «нет».
Если ребенок пока вас не слушается, не обращает внимание на просьбы, не готов учиться, то приучить к горшку просто невозможно.